Контакты

Конкурсно-игровая программа "путешествие по страницам русского фольклора". Конкурсно-игровая программа «День русских забав Конкурсные программы по фольклору для детей

(звучит русская фольклорная музыка)

За ширмой начинают беседу две куклы – скоморохи.

Федул: Под кустом у дорожки

Сидели скоморошки.

Прошка: Я – скоморох Прошка.

Федул: А я Федул – скоморошка.

Прошка: Федул, а Федул

Что губы надул?

Федул: Кафтан прожег.

Прошка: Починить можно?

Федул: Можно, да иглы нет.

Прошка: А велика ли дыра?

Федул: Один ворот остался.

Прошка: Под кустом у дорожки

Сидели скоморошки.

Федул: Они срезали по пруточку.

Они сделали по гудочку.

Прошка: Вы гуды, гуды, гудите,

Парней, девок веселите!

У меня, скомороха Прошки, игр да забав целое лукошко!

Федул: Собирайся, народ,

Становись в хоровод,

Без толчеи, без спешки.

Прошка: Вас сегодня ожидают русские потешки.

(звучит музыка выходят ведущие)

Ведущий 1: Добрый день!

Ведущий 2: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поведем беседу об удивительном явлении устного народного творчества. А о каком спросите вы? Скажу коротко о фольклоре.

Ведущий 1: Слово это трудное. Давайте вместе его произнесем. Фольклор. Молодцы! Слово это пришло к нам из английского языка и означает народная мудрость.

Ведущий 2: Ребята, а вы знаете колыбельные, сказки, потешки, пословицы? (Ответы) Это и есть фольклор. Много у России разных сел и городов. И в каждом из них свои обычаи, сказки, прибаутки. Любой народ бережно хранит свое устное народное творчество, будь то русские, англичане или французы.

Ведущий 1: В каждой стране есть свое устное народно творчество. И поэтому каждый человек должен знать и уметь передать это своим детям, то есть вам.

Ведущий 2: С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся. Вот, например, вы знаете, что такое «прибаутки»? (Ответы детей)

Ведущий 1: Прибаутки – это забавные песенки, которые своей необычностью веселят вас – детей. Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены, прежде всего, для развлечения вас, а их народное название - «забавушки».

Ведущий 2: Прибаутка – это короткий смешной рассказец, анекдот, это небольшая стихотворная сказочка.

Ведущий 1: Вот, например, некоторые из них:

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

Ведущий 2: Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула!

Ведущий 1: Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют ваше представления об окружающем мире, будят вашу фантазию и воображение.

Ребята, а вы знаете, что такое считалка и для чего она нужна? (Ответы)

Ведущий 2: Считалка создана для того, чтобы распределить роли в детской игре, хотя раньше, как предполагается, она использовалась и взрослыми для распределения обязанностей в коллективных работах.

Ведущий 1: Как известно, в старину, при полном отсутствии механизмов и автоматов, все работы ложились на плечи людей. Работа была разная, одна легкая, другая тяжелая.

Ведущий 2: Вот люди и придумали считалки, чтобы распределить работу между собой и все подчинялись этим правилам.

Ехала белка не тележке
Продавала всем орешки.
Кому два, кому три
Выходи из круга ты!

Ведущий 1:

Шёл баран,

По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт,

Тот и вон пойдёт.

Ведущий 2: А вы, знаете какие – нибудь считалки? (Ответы детей)

Ведущий 1: Ещё в устном народном творчестве есть «дразнилки». А дразнилки - это коротенькие стишки, в которых высмеиваются недостатки человека. Обычно дразнилки придумывали сами дети, чтобы защититься от обидчика.

Ведущий 2: Чаще всего детские дразнилки высмеивают различные черты характера: жадность, трусость, лень, хвастовство и т.д.

Жадина, говядина,
Соленый огурец

На полу валяется,
Никто его не ест!

Ведущий 1: Рыжий!
Рыжий!
Конопатый!
Убил дедушку лопатой!

Ведущий 2: С помощью дразнилок вы учитесь замечать плохое, несправедливое отношение и поведение. Так вы сами занимаетесь исправлением недостатков друг друга. К тому же вы учитесь слышать слова, подбирать их по смыслу и рифмовать. Если же дразнят не за дело, то всегда можно ответить: «Кто как обзывается, тот так и называется!»

Ведущий 1: Дразнилки для детей передаются из поколения в поколение, от старших к младшим. Интересно, что взрослые обычно не помнят своих детских дразнилок и даже считают их глупыми и обидными. Хотя дразнилки несут огромную пользу. С их помощью вы учитесь не только подмечать плохое, но и отвечать на уколы в свой адрес.

Ведущий 2: А вы знаете, что наши предки в старину обращались к природным явлениям непременно в стихотворной форме. Это обращение называется – закличка. Заклички пришли к нам из дальних далей - из старинных языческих ритуалов, обращенных к силам природы.

Ведущий 1: Предки просили о хорошем урожае, о доброй охоте или рыбалке. Сегодня заклички, увы, исчезли из нашей реальности, и только вы продолжаете пользоваться закличками. Складные, рифмованные заклички не только читаются, но и распеваются детьми, что выглядит очень трогательно.

Ведущий 2: Радуга-дуга,

Перебей дождя –

Опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром,

Не попал бы в дом.

Ведущий 1: Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

Ведущий 2: Огуречек, огуречек,

Не ходи на тот конечек:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Ведущий 1: Стрелочка-стрекозочка,

Полети на облачко!

Сухо будет - полечу,

А сыро будет - посижу!

Ведущий 2 : Ребята, а что такое игра? (Ответы детей) Это тоже фольклор. Вот и сейчас мы с вами по играем в игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Игра называется «Месим тесто» .

Описание: Дети встают в круг и берутся за руки. И двигаясь в середину круга, проговаривают слова «Месим, месим, месим тесто» три раз повторяя. Затем дети расходятся в большой круг со словами «Дуйся пузырь, раздувайся большой, раздувайся большой да не лопайся!». Круг «пузырь» расширяется до тех пор, пока «пузырь не лопнет». В том месте, где «лопнул пузырь», та пара детей и встает в середину круга. И теперь дети снова двигаются в середину круга со словами и «месят тесто», то есть, касаясь водящих в центре круга. И так далее, пока круг не станет совсем маленьким.

Ведущий 1: Молодцы! А сейчас по играем еще в одну игру, которая вам должна быть знакома. Она называется «Жмурки» .

Описание: Дети встают в круг. Выбирают водящих, одному завязывают глаза, а другому привязывают к ноге колокольчик. Тот ребенок у кого колокольчик должен передвигаться по кругу так, чтобы колокольчик не зазвенел, а тот ребенок, у которого завязаны глаза, должен поймать его. Дети, которые создают круг, должны помогать первому водящему, у которого завязаны глаза говоря «горячо» если он приближается ко второму водящему. Дети говорят «холодно», если первый водящий отдаляется от второго.

Ведущий 2: И еще одна игра. Она называется «Как у дяди Трифона» .

Описание: Играющие образуют хоровод. Водящий поет песенку, а все остальные идут по кругу. В конце песенки все играющие спрашивают у водящего «Как?». Водящий показывает какое – нибудь движение и все должны повторить. И так далее

Ведущий 1: Какие вы молодцы! Ну, вот и пришла пора нам с вами прощаться.

Ведущий 2: До свидания, ребята!

Ведущий 1: До новых встреч!

«МУДРОСТЬ НАРОДНАЯ» (конкурсная программа по мотивам русского фольклора).

(В оформлении зала использованы русские народные мотивы: вышивка, орнамент, русские матрешки, вязание, плетение и т.д.Желательно в музыкальном сопровождении использовать игру гармонистов и балалаечников, если же это невозможно, подобрать соответствующие записи русских народных мелодий на народных инструментах).

Ведущий (на фоне музыки).
Добрый вечер! Сегодня у нас необычный вечер необычный конкурс, посвященный русскому фольклору. Русский народ создал необычное устное народное творчество: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины о славных подвигах богатырей, а также сказки, героические, волшебные, бытовые… Итак, раскроем этот прекрасный ларец русской народной мудрости!!!
Встречаем наши команды: добрых молодцев и красных девиц.

Звучит русская народная мелодия, появляются участники команд в русских костюмах: Русская березка, Скоморохи, Петрушка, Матрешки и Балалаечники.

После представления жюри объявляется начало конкурса.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС.
РАЗМИНКА-ЗАГАДКИ.

Команды могут друг другу загадывать загадки или же их предлагает ведущий.
1. Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу - соскочу-привечу. (Шапка).
2. Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка).
3. За стеной костяной, соловейко - спой. (Язык).
4. Стоят два кола, на кольях бочка, на бочке кочка, а на кочке дремучий лес. (Человек).
5. Маленький Данилка в петелке удавился. (Пуговица).
6. Днем обручем, ночью-змеей. (Пояс).
7. В брюхе - баня, в носу - решето, на голове-пупок, всего одна рука, и та на спине. (Чайник).
8. На сене лежит, сама не ест и другим не дает. (Собака),
9. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка).
10. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько их? (Одна).

Ведущий:
Пока жюри подводит итоги первого конкурса, дослушаем русскую народную песню.

ВТОРОЙ КОНКУРС.
ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ.

Выносят колчан со стрелами. Каждая «стрела» - это свернутая в трубочку бумага, на которой написано начало пословицы, на другой - ее окончание. Командам предлагается вынуть стрелы одного цвета и сообщить, как правильно звучит пословица.
1. Царство разделится - скоро разорится.
2. Пашню пашут - руками не машут,
3. На чужой стороне - и весна не красна.
4. Конь познается при горе - а друг при беде.
5. Под лежачий камень - вода не течет.
6. И а полатях лежать - так и, ломтя не, видать.
7. Слово не стрела - а хуже стрелы разит.
8. Не сади дерева - корнем кверху.
9. Кто труда не боится - того и лень сторонится.
10. Лучше смерть на поле - чем позор в неволе.

После подведения итогов второго конкурса слышится задорная мелодия русских частушек, на фойе музыки.

Ведущий:
Хохотушки, задиры, болтушки,
Убивающие наповал.
Сколько раз я слыхал вас, частушки,
Сколько раз я вас сам надевал.
В самоцветных припевках - Россия,
Посвист ветра, и удаль, и стать.
Никогда не выходит из моды Остроумье,
волненье в крови И цветастое слово народа…

Частушка - это не только мотив и слова, пускай и яркие, интересные, а сама жизнь, часть чьей-то памяти души. В частушках четко просматривается зоркость, остроумие, сжатость, энергичность выражения, свободное обращение со словом. Частушка-это произведение искусства, творческая удача, а то и шедевр, которые органически входит в накопленное культурное богатство, отражает душу народа. И не важно, когда она сочинена - вчера или в прошлом веке. Главное - она живет, поражает воображение и радует наши сердца.

ТРЕТИЙ КОНКУРС.
Частушки.

Задача команд - спеть как можно больше частушек. Команды поют по очереди. Если команда затрудняется вспомнить очередную частушку, она может обратиться к помощи своих болельщиков. Частушка от зрителей оценивается наравне с частушкой от команды. Команда, которая первая исчерпает свой запас частушек, окажетя в данном туре проигравшей.
Рекомендуется начать конкурс с домашних заготовок команд под аккомпанемент гармошки, балалайки, зрительские поддержки допускается прослушивать с места, если много зрителей, или же в порядке очереди вызывать их к микрофону на место состязания.
Ведущий:
Молодцы! Хорошо подготовились команды и группы поддержки. Пусть участники команд пока отдохнут, а капитанов мы приглашаем на конкурс ДРАЗНИЛОК.
Издавна от взрослых к детям переходило обыкновение давать друг другу прозвища, дразнить. Дразнилка - это разновидность детского фольклора. Дразнили нерях:«Агашка-грязная рубашка», «Степка-растрепка», осуждали нечестность: «Гришка, Гришка - украл топоришко», нерасторопность, несобранность, недогадливость, обидчивость, болтливость и т.д. Или же дразнилка создавалась и безотносительно к реальным особенностям высмеиваемого - в коротком стишке обыгрывалось имя прибавлением к нему смешного созвучия: «Архип - охрип», «Зина-корзина» и т.д. Обычай дразнить развивал чувство юмора и, что еще ценнее, открытость при выяснении отношений. Редкие ссоры сверстников были длительными. Все заканчивалось этой словесной перепалкой - кто кого, а потом возобновлялась совместная игра. Итак, командиры, кто кого.
Филя - простофиля.
Антошка – картошка.
Алешка - лепешка.
Володька - колодка
Андрей - воробей.
Егор – багор.
Зина - разиня.
Иван - болван.
Кирило - собачье рыло.
Илюха - свинячье ухо.
Маша - простокваша.
Мишка - еловая шишка.
Петька - горька редька.
Стенка - растрепка.
Федул - губы надул.
Татьяна - сметана.
Яшка - драная рубашка.
Филипп – к забору прилип.

Ведущий:
А теперь пожали друг другу руки, и – к своим командам. Нас ждет конкурс СКОРОГОВОРОК. Это тоже разновидность детского фольклора. Они развивают внимание, умение четко выговаривать сло-ва, хорошо говорить. Сейчас мы проверим, как хорошо участники команд владеют отчетливостью русской речи.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС.
СКОРОГОВОРКИ.

1. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, Две мыши поплоше несли по две гроши.
2. Свинья белорыла, тупорыла, весь двор перерыла.
3. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
4. На семеры сани по семеро в сани.
5. Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна - под попом, поп - под колпаком.
6. Три корабля лавировали, да не вылавировали.
7. Идет с козой косой козел.
8. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
9. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
10. От топота копыт пыль по полю летит.
11. Летят три пичужки через три пусты избушки.
12. Стоит копна с подприкопеночком.
13. Добры бобры идут в боры.
14. У быка губа тупа. Бык, бык, тупогуб.

В перерыве звучит русская народная песня в исполнении ансамбля «Русская песня» или «Золотое кольцо».

Ведущий:
Следующий конкурс – СКАЗКА. Задание необычное. Команда представляет инсценировку сказки без звукового оформления и костюмов; разрешается пользоваться предметами, необходимыми по сюжету сказки. Команда противника без подсказки зрителей должна угадать эту сказку. Допускаются пред-варительные ответы, тогда команда представляет следующую сказку.
Рекомендуются хорошо известные всем сказки «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению, по моему хотению», «Лиса и журавль», «Три жадных медвежонка».
Ведущий:
Вот и подошел к концу наш конкурс. Мы рассмотрели самые основные виды русского фольклора и убедились, как щедр народ на выдумку, остроту, как он талантлив, разнолик, умен, находчив. Под мелодию русских песен в современной обработке все участники конкурса танцуют вместе со зрителями.

Тема : Каравай (фольклорно-игровая программа)

Цель : изучение фольклорного материала о хлебе.

Предварительная подготовка : разучивание песен, стихов, повторение пословиц, поговорок о хлебе, поиск загадок.

Зал празднично украшен: на стенах плакаты с пословицами и поговорками о хлебе: «Хлеб всему голова», «Хлеб - батюшка, вода - матушка», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «У кого хлебушко, у того и счастье», «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной»; репродукции картин П. Венецианова о крестьянском труде: «Весна. На пашне», «Гумно» и др. На столах, покрытых рушниками, старинными скатертями, - всевозможная выпечка, сделанная учениками и родителями; в зале снопы ржи, пшеницы, овса, старинные орудия труда (можно ограничиться серпами из школьного музея).

Приглашаются гости - родители, учителя, друзья.

Ход мероприятия

Звучит песня «Русское поле» (сл. И. Гофф, муз. Я. Френкеля). Музыка приглушается.

Ведущий.

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато,

И кисло, и пресно,

И красно, и кругло,

И легко, и мягко,

И твердо и ломко,

И черно, и бело,

И всем людям мило.

Такую загадку придумал русский народ о каравае - круглом хлебе. Издревле хлеб берегли, в честь него слагали гимны, говорили о нем, как о живом существе: хлеб - кормилец, хлеб - батюшка. Наши предки - восточные славяне - считали каравай символом плодородия, использовали его в различных обрядах. Приготовление каравая было связано со множеством торжественных действий особенных жрецов (даже и в XVI-XVII веках были специальные придворные - «каравайчата»); использовались обрядовые жернова для приготовления муки. По словам старинной песни, «сам Бог каравай месит»: люди просят Бога спуститься с неба, чтобы помочь им месить тесто и печь. Связь каравая с Богом отражается в его украинских названиях: дивень, дивний каравай.

В свадебных обрядах каравай, разломленный на две половинки, воплощал жениха и невесту. Настоящий обрядовый каравай украшался изображением миррового дерева и фигурками птиц и животных.

В старину каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили князьям и боярам, царям и помещикам. Русские князья и цари принимали хлеб-соль от покоренных областей, при проезде через города и селенья, при приеме различных депутаций. Побежденные города также подносили завоевателям хлеб-соль.

«Хлеб-соль величай!» - наказывали праотцы. Святое отношение к хлебу является одним из главных достоинств русского человека, ведь чтобы вырастить хлеб, надо вложить много труда: вспахать землю, посадить семена, волноваться, хватит ли влаги или, наоборот, не будет ли она излишней. А потом приходила пора убирать налитые колосья. В старину говорили: «Зерно в колосу - торопись жать полосу», «Жатва - время дорогое, никому тут нет покою», «Пора, же, мати, жито жати, ох, и колосок налился. Колосок налился» - так поется в старинной песне.

Как вы думаете, ребята, что такое «жито»? (Хлебные злаки: рожь, пшеница, ячмень, просо.)

Первый сжатый сноп называли «именинником». С него начиналась осенняя Молотьба, его соломой кормили больную скотину, зерна первого ржаного снопа считались целебными для людей и птиц. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы.

Ведущий. К Успению (28 августа) оканчивалась уборка ржи и посев озимого хлеба. Закончив жатву, женщины приговаривали: «Кто пахал - тому силку, а кто сеял - тому две, а кто жал - тому все».

По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентами («завязывали бороду») и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земле силу, потраченную ею на выращивание урожая. Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали лентой, свивали в венок, пригибая его к земле, прикапывали.

Ведущий. К Воздвиженью (27 сентября) последние снопы перевозили на гумно, говаривали: «Здвижение - хлеб с поля на гумно движется. А с Феклы-заревницы (7 октября) в специальных помещениях - овинах - начинали по утрам молотить с огнем, то есть овины натапливали и молотили хлеб. Первый овин называли «именинником». Для именинного овина варили молотильщикам кашу. «На заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок».

На Астафия (3 октября) примечали: «Астафий-ветряк дует всяк». Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год. С Астафия-ветродуя работали ветряные мельницы. Сусеки крестьянских амбаров заполнялись мукой свежего помола. «Бела-белена по полю гуляла, домой пришла - в сусек легла».

К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное. Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый в семье человек. Резал его стоя, ровными ломтиками, не спеша, прижимая к груди.

Есть семьи, где и по сей день режут хлеб только стоя, перед едой его целуют. Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения к хлебу.

В старину существовало много примет, поверий, обрядов и обычаев, связанных с хлебом, вот некоторые из них:

Солнце закатилось - не начинай новой ковриги, а то хозяйство расстроится: а если уж в этот час разрезают хлеб, то горбушку не едят, а после ужина опять приставляют к начатой ковриге.

Хлеб из рук выпадает - значит, гость торопится.

Раздвоился вдруг хлеб в печи - к отлучке одного из членов семьи.

Хлеб, испеченный в страстную пятницу, привязывали льняным шпагатом к притолоке, и этот «страстной» хлеб исправно не пускал в дом злых духов.

В доме каждого моряка и рыбака висел хлебец, слепленный в виде кораблика; и пока он цел, никакая беда не грозила ушедшему в море.

А сколько загадок, пословиц и поговорок у русского народа о хлебе и обо всем, что с ним связано! К сегодняшнему дню вы готовили пословицы, поговорки и загадки о хлебе.

Объявляю конкурс: «Хлеб - всему голова».

Дети, заранее разделившись на две команды - «Колосок» и «Зернышко», - по очереди называют пословицы, поговорки, загадывают друг другу загадки, кто больше.

Ведущий. Пришла пора провести «Хлебную викторину». У меня в руках чаша. В ней листочки с вопросами. Я буду по очереди подходить то к одной команде, то к другой. Вы будете брать листочек, читать вопрос и отвечать. Если не сможете дать правильного ответа, на помощь к вам придут друзья и родители. Команда, давшая правильный ответ, получает жетон. В конце игры вы сможете обменять жетоны на пряники, сушки, булочки, коржики, кексы.

«Хлебная викторина»

Вопросы:

1. Что такое хлеб? Каким хлеб бывает? (Растения, зерна которых употребляют в пищу, называют словом «хлеб», хлеб бывает на корню, в зернах, печеный.)

2. Какой хлеб - черный или белый - считают русским национальным хлебом? (Черный - ржаной хлеб.)

3. Как называется хлеб, которым угощают гостей? (Пирог. Слово «пир» первоначально означало праздничный хлеб», отсюда - «пирог».)

4. Что такое сусек? (Ящик для ссыпки зерна, муки.)

5. Продолжите поговорку «Не худо, что булка...» (с полпуда).

6. Загадаю загадку, закину на грядку:

Моя загадка в рост пойдет, калачом взойдет. (Зерно.)

7. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины.)

8. О чем эта загадка: «Из-под липова куста бьет метелица густа»? (Муку сеют.)

9. Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме...» (тоска).

10. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать»? («Сивка-Бурка».)

11. Что это за борозда? «Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужики пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память». О ком идет речь? О чем? Подсказка: проложена борозда от Киева до самого Черного моря. («Никита Кожемяка», Никитина борозда.)

12. Отгадайте загадку:

Лежит мужичок в златом кафтане,

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь, так и не встанет. (Сноп.)

13. Вспомните русскую народную сказку: «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами». «А как подал хлеб царю, царь сказал: “Вот это хлеб, только в праздники его есть”». Кто этот хлеб испек? (Василиса Премудрая. «Царевна-лягушка».)

14. Вспомните, в какой русской народной сказке героиня думала, что наестся в гостях на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши? («Лиса и журавль».)

15. Кто этот сказочный хлебороб? Он за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай собрал и на всю дорогу хлеба напек. У него есть шесть братьев, которые умеют чудеса творить. (Симеон. «Семь Симеонов».)

16. Кто не велел в русской сказке садиться на пенек и есть пирожок? (Маша. «Маша и медведь».)

17. О чем загадка?

Согнут в дугу —

Летом на лугу,

Зимой на крюку. (Серп).

18. Почему пряник печатный? (На нем есть напечатанная картинка ши надпись.)

19. Почему каравай так назван? (Каравай - это хлеб, испеченный в каравайнике, «коло» - колесо, круг; каравай- круглый.)

Ведущий. А знаете ли вы, ребята, русскую игру «Каравай». Тогда поиграем.

Выбирают «именинника». Ходят вокруг него, взявшись за руки, поют:

Как на (имя) именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

(поднимают руки вверх)

Вот такой ширины,

(расширяют круг)

Каравай, каравай,

Кого любишь - выбирай!

«Именинник».

Я люблю, конечно, всех,

А (имя) больше всех.

Выбранный вновь «именинник» становится в центр круга, игра повторяется.

Ведущий . Наши далекие предки - восточные славяне - почитали каравай не только как обрядовый круглый хлеб с украшениями, но и как мифологическое существо. Согласно сказаниям, каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц и многое другое. Очевидно, что игра «Каравай, где бывал?», в которую играли дети в прошлые века, пришла из седой старины. Давайте же и мы познакомимся с этой игрой. Кто у нас будет «караваем»?

Мы все хором у него спрашиваем:

Каравай, где бывал?

Каравай, что видал?

«Каравай» должен ответить, что он был на небе, и сказать, что он там видел. Например:

Я на небе бывал,

Я месяц видал.

Мы опять хором говорим ему:

Каравай, каравай,

Ты другого выбирай.

На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять спрашивают, где он бывал, что видал. «Каравай» отвечает, повторяться нельзя. Если «каравай» повторяется, мы должны ему хором сказать:

Каравай, каравай,

То неправда! Ай-ай-ай!

«Каравай» выбирает взамен себя другого, а сам из игры выбывает.

Игра проводится до тех пор, пока мы не назовем, все, что есть на небе. (Солнце, звезды, заря, тучи, облака, ветер, радуга...)

Ведущий.

«Хлеб наш насущный» - святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова -

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб - щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы.

Д. Леднев

Вот и заканчивается наш разговор о хлебе, о русском каравае. Остался один момент - «К чаю ароматному угощение знатное». Приглашайте, ребята, гостей к столу.

Звучит песня «Пряники русские». Все пьют чай.

Действующие лица:

Егор;
Акулина;
Варвара;
Лукерья.

Участники: дети младшего возраста.

Место проведения: актовый зал, класс, аудитория, лужайка, двор.
Под частушечную мелодию появляются Акулина и Егор, у которого в руках баян. Они приплясывают и поют.
Егор: Это что же за деревня,
Это что же за село?
Собралось народу много И гуляют весело?!
Акулина: Принимайте в гости нас,
Веселее станет враз!
Мы сыграем и споём Вместе с вами и вдвоём!
Егор: Угощенья нам не надо,
Стол накрытый ни к чему.
Кто танцует до упаду,
Кто выходит на игру!
Акулина: Здравствуйте, дорогие! Рады побывать у вас в гостях. Долго мы собирались да наряжались. Вот какие наряды нашлись в старинном-то сундуке. А вы хотите заглянуть в такой сундучок? Давайте-ка попробуем да поглядим, что получится.
Мальчики и девочки открывают воображаемые сундучки и «наряжаются».
Егор: Вот и молодцы, хороши ребята и девчата!
Теперь самое время станцевать нам барыню, барыню-сударыню!
Танец «Барыня».
Акулина: Сорока стрекочет — ещё гостей пророчит!
Варвара и Лукерья (входят, поют):
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется!
Акулина: Давно мы вас, Варвара да Лукерья, поджидаем!
Егор: Без вас, красавицы, праздник уж начинаем.
Лукерья: Вот и мы!
Варвара: Милому гостю хозяева рады.
Лукерья: Да-да! Чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что в гостях.
Акулина: У вас слово всегда готово.
Лукерья: А язык-то без костей: что хочет, то и лопочет.
Акулина: А ну-ка, коль язык-то без костей — распотешьте-ка детей!

Варвара и Лукерья устраивают розыгрыши среди зрителей.

Лукерья (разглядывает сидящего): Смотри! У тебя под ногами-то грязь! Да что ж ты кланяешься мне, я ведь тебе не князь.
Варвара (подходит к другому): Скажи: «Баня!» (зритель говорит). Тебя лю¬бит Ваня! (Обращается к другому). Сколько будет сто да сто? (Двести.) Голова твоя в тесте!
Лукерья (поднимает кого-нибудь из зрителей): Я буду рассказывать, а ты повторяй: «И я тоже». Пошла я в лес! (И я тоже). Срубила дерево! (И я тоже). Вырубила корыто! (И я тоже). Налила туда корма! (И я тоже). Стали поросятки хлебать. (И я тоже). А ты разве поросёночек?
Варвара (поднимает другого зрителя): Отгадай загадку: Немец-перец- Пощипай ехали на лодке! Немец-Перец утонул, кто остался в лодке? (Пощи-пай). Ах, тебя пощипать?! Пожалуйста! (В шутку щиплет).
Лукерья (вызывает одного из детей): Ты говори за мной: «Ну!».
Посадил дед в подполе репу. (Ну!).
Репа выросла большая, до полу. (Ну!).
Дед прорубил пол. (Ну!)
Репа росла-росла и выросла до крыши. (Ну!).
Дед прорубил крышу. (Ну!).
Репа росла-росла и выросла до неба. (Ну!).
Стал дед дёргать репу. (Ну!).
Дёргал-дёргал — выдернуть не может! (Ну!).
А внучка велела дать щелбана тому,
Кто говорит всё время «ну!».
Акулина: Да ну вас, Лукерья да Варвара! (обращается к детям).
Отгадайте-ка загадку.
Едут-едут ребятишки
На лошадках и на мишках,
На верблюдах и на пони,
И друг друга не догонят!
Что это? Правильно, веселая карусель! Начинаем игру «Карусель».



Раз-два, раз-два — нам других катать пора!
Дети меняются местами: кто «катался», становится в круг, взявшись за руки. Каждый из тех, кто раньше был в круге, кладет правую руку на сце¬пленные руки каждой пары в кругу.
Закружились еле-еле расписные карусели,
А потом, потом, потом — всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите — карусель остановите.
Раз-два, раз-два — вот и кончилась игра!
Акулина: Сорока стрекочет, опять гостей пророчит!
Это Матрёшка с Ермошкой. Запоздали немножко.
Долгожданных гостей милости просим,
Да частушки спеть попросим!
На сцену приглашают девочку и мальчика из числа зрителей, перед ними держат «портреты» Ермошки и Матрешки с отверстиями для лица. Под фо-нограмму участники «поют» частушки.
Хватит, милый, задаваться И махать картузиком.
Всё равно играть не буду С тобою, карапузиком!
Ах ты, милая моя,
Ах ты, ласковая!
Все конфеты из кармана Повытаскивала!
Ах ты, миленький мой,
Разве я их ела?
Сорок штучек проглотила,
Больше не хотела!
Милка в городе была,
Себе кудри завила.
Триста долларов содрали,
Стала хуже, чем была!
Акулина благодарит детей за выступление, они садятся на свои места.
Акулина: А вот это, ребятки, да не чудо ли?
Было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда докучные сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти докучные сказки собирала.
И вот одну из них достала.
На горушке избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи, жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочало достала…
Не начать ли сказку сначала?
Акулина передает «мочало» Варваре, та повторяет все ее слова и переда¬ет «эстафетную палочку» кому-нибудь из ребят — повторение «бесконечной» сказки продолжается несколько раз в убыстренном темпе.

Лукерья: (заканчивает игру). Бабушка Ненила рыбку ловила. Уловила ка-рася! Вот и сказка вся!
Акулина: А теперь, ребята, мы с вами споём и станцуем вместе. Когда я буду петь: «Ай дили-дили-диди!», вы поднимаете руки вверх и крутите ладош-ками, как фонариками, мне подпевая. А кого я по имени назову, тот выходит в круг. Ай дили-дили-диди! Где вы Мишу видели?
Варвара: Заглянули в огород — Миша пляшет у ворот!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Где вы Олю видели?
Варвара: Заглянули в зелен сад — Оля щиплет виноград!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Где вы Свету видели?
Варвара: Заглянули под крылец — грызёт Света огурец!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Сашку вы не видели?
Варвара: На полянке у колодца Сашка с курицей дерётся!
Вместе: Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу! Не кружися на лугу,
На лугу-то лужица, голова закружится!
Прямо в лужу упадёшь, мокрый к ужину придёшь!
Кружатся вместе с детьми.
Акулина: А теперь мы весь народ приглашаем в хоровод!
Начинается хоровод со всеми зрителями под мелодию «Во саду ли, в огороде».
Егор: Ну что ж, спасибо вам, ребята! Рады были побывать у вас в гостях! Лукерья: Добрый гость долго не засиживается!
Варвара: Спасибо этому дому — пойдём к другому!
Акулина: Любишь по гостям ходить, люби и гостей принимать! Приглашаем вас к нам!
Все: До свидания!

М. Костерина

Post Views: 1 714

Понравилась статья? Поделитесь ей