Контакты

Архитектура древней греции типы храмов ордер. Презентация по мхк ордерная система древней греции Типы греческих храмов

Материал содержит теоретическую и истоическую инфомацию об основных пяти гречеких и римских ордерах, красочные иллюстрации, наглядные примеры и проверку знаний. Презентация составлена в соответсвии с темами уроков по программе Б.М.Неменского Изобразительное искусство 5-9 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопроводительный лист к презентации

Презентация «Ордерная система» составлена для учащихся 8-го класса в соответствии с темами уроков по программе автора Б.М.Неменского «Изобразительное искусство 5-9 классы», Москва «Дрофа», 1998год. А так же данная презентация может быть использована и во внеурочной деятельности по ИЗО, МХК, технологии.

  1. Презентация «Ордерная система»
  2. Архитектурные ордера - это порядок, система несущих и несомых элементов (опор и балок), на которых держится вся конструкция
  3. Появление ордерной системы повлияло на многообразие архитектурных сооружений, позволило использовать в строительстве правила - Каноны
  4. Дорический ордер - художественный образ его отличается простотой и мужественностью
  5. Рассматривая многие постройки Древней Греции, мы обращаем внимание на великолепные колоннады. Ордер - конструктивная основа здания. Формирование ордерной системы берёт своё начало от появления самой архитектуры, в сооружении храмов ордерный строй приобрел зримый образ, великолепие и красоту. Антаблемент делится на архитрав (нижнюю главную балку), фриз (среднюю часть) и карниз (верхнюю часть). Фриз дорического ордера украшен метопами со скульптурными барельефами
  6. Ионический ордер - олицетворяет образ прекрасной, зрелой женщины, выражение её грации и красоты
  7. Ионический ордер отличается лёгкостью, стройностью, изяществом. Капитель ионического ордера украшена завитками, напоминающими прическу женщины. В градации по степени тяжести и лёгкости занимает среднее положение между более сильным дорическим и более стройным и лёгким коринфским ордерами
  8. Коринфский ордер - более поздний стиль, отличается большей декоративностью, самый лёгкий и стройный из ордеров греческой системы
  9. Колонна с канелюрами (продольными желобками) в верхней части имеет капитель, а основание колонны опирается на базу. Ствол колонны кверху сужается. Фриз коринфского ордера украшен декоративными гирляндами
  10. Тосканский ордер - самый прочный и тяжёлый из ордеров римской системы. Форма тосканского ордера заимствована из архитектуры этрусков, откуда и происходит его название
  11. Тосканскому ордеру уделялось место на первом этаже, где он зримо демонстрировал сопротивление тяжести, лежащей сверху. Тосканский ордер не имеет особых украшений, тяжелый и прочный на вид
  12. Композитный ордер - самый лёгкий и стройный из всех ордеров римской системы

Капитель композитного ордера дополнена четырьмя ионическими валютами. Его пропорции во всем совпадают с коринфским ордером

Она не спрятана в музеях С рождения обнажена, Ее, любуясь, лицезреют, Дань гению отдав сполна. Когда стройна и величава, Когда до мелочи проста, Но как бы мода не кричала, Гармонии она верна. Бегут года почти незримо, Искусство это не молчит. Минувших лет неколебимо Она историю хранит.


Греческие ордера: А – дорический, Б – ионический, В – коринфский. Цифрами показаны части ордера: 1 – карниз, 2 – фриз, 3 – архитрав (карниз, фриз и архитрав вместе образуют антаблемент), 4 – капитель, 5 – ствол колонны, 6 – база. План греческого храма. Периптер.




Проанализируй стихотворение Для этого выпиши незнакомые слова и проведи словарную работу. Ответь на вопросы: 1. Соразмерность с чем искали греки? 2. Имела ли колонна дорического ордера капитель? 3. Напиши, какие еще элементы, составляющие греческий ордер, не названы? 4. Листья какого растения украшают коринфскую капитель? 5. Какие арки имеет в виду автор, упоминая в стихотворении зодчих Древнего Рима и Ампира? 6. Что еще служило древним грекам вместо колонн?


Античный ордер Во всем искали греки Соразмерность. Античный храм Не смотрит свысока. Он зодчим ордер дал, Его на верность Проверили. Ответ был: « На века!» Когда пришел период Архаический, Создали греки ордер свой Дорический. Колонны вырастают Прямо с постамента. Стволы их с каннелюрами - Деревья – монументы. В суровый дух дорийцев Легко поверить, Хоть раз, увидев храм, Богини Геры.


А Эллина потомки - Ионийцы Продолжили строительства Страницы. Стал храм у них нарядней, Встрепенулся, Изящно над Акрополем Взметнулся. На базу встав, Колонны приподнялись, Сложнее капителями Макушки увенчались. Два завитка – волюты - так знакомы. Узнаешь их легко И в современном доме.


Коринфцы - те же греки, На месте не стояли. Еще сложнее ордер Потомкам передали. Его колонна - Столь изящная натура. Во всю длину ее Все те же каннелюры. От капители глаз Не отвести, Переплелись в ней листья, Красуясь с высоты. И Древний Рим, И зодчие Ампира, Что арки подарили миру, В колонне сей увидят Триумфальность. И так из века в век Не меркнет гениальность. Л. Кукарева




ОРДЕР - определенная художественная система стоечно - балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран. Ордером (лат. ordin - строй, порядок) римляне назвали воспринятую у греков систему правил сочетания формы и размеров архитектурных элементов. Эту систему в течение нескольких столетий совершенствовалась поколениями греческих архитекторов.















Золотое сечение Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a: b = b: c или с: b = b: а.






АБАКА - верхняя часть капители в виде плиты КАПИТЕЛЬ - верхняя. завершающая часть колонны, пилона или пилястры. КАННЕЛЮРЫ - вертикальные желобки на стволах колонн, пилонов или пилястр. ОРДЕР - в классической архитектуре определенная система соотношения частей сооружения, несущих и несомых элементов, главных деталей колонн. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР - первый античный архитектурный ордер, отличающийся монументальностью пропорций; в этом ордере ствол колонн покрыт каннелюрами, капитель состоит из эхина и абаки. ЭХИН - нижняя часть дорической капители, напоминающая плоскую круглую подушку. ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР - второй античный архитектурный ордер, отличающийся легкостью пропорций; каннелированный ствол колонн более утончен, чем у дорической колонны, капитель декорирована волютами. ВОЛЮТА - архитектурно - декоративная деталь в виде спирального завитка КОРИНФСКИЙ ОРДЕР - третий античный архитектурный ордер, отличающийся изысканностью пропорций; ствол колонн подчеркнуто утончен, капитель декорирована волютами и акантовыми листьями. ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР - римский вариант дорического ордера; в этом ордере ствол колонны не имеет каннелюр, опирается в отличии от дорического на базу. ПИЛОН - массивный столп, прямоугольный или круглый в плане, поддерживающий свод ПИЛЯСТРА - плоский, прямоугольный в плане выступ стены, имеющий подобно колонне базу, ствол и капитель; служит для членения плоскости стен. БАЗА - подножие колонны, пилястры, пилона ПРОЛЕТ - промежуток между опорами, колоннами, пилястрами.





« Постамент со всех сторон поднимается тремя уступами. Их не надо понимать как ступени, недаром они слишком велики для человеческого шага: подобно постаменту статуи, они поднимают храм над Землей, изолируют его от окружающего. Непосредственно из постамента вырастают колонны. Они так массивны и могучи, так тесно поставлены, что кажутся не просторной сквозной галереей, а сплошной непроницаемой стеной. Их задача – нести, поддерживать огромную тяжесть, нависшую над их головами. Это тяжелое покрытие так оформлено, что производит впечатление не горизонтальной каменной полосы, обегающей кругом храма, а опять - таки сплошной каменной массы, лежащей параллельно постаменту. Чтобы крепче противодействовать давлению тяжести, на вершину колонн положены квадратные плиты. Но давление так мощно, столкновение силы и тяжести так резко, что вершина колонны сплющивается в круглую подушку и тело колонны разбухает от напряжения. И все - таки колонны, как воплощение живой силы, оказываются победителями в этой борьбе с косной массой. Они не только сдерживают тяжесть, но и своим контр натиском раздробляют ее единство, продолжая свой упор в вертикальных линиях триглифов и поднимая крышу треугольников фронтона. В результате устанавливается полное равновесие направлений; чувством глубокой уверенности, непоколебимой твердости веет от дорического храма. Простые, сильные и скупые в своих чувствах люди были создателями дорийского ордера ». Б. Р. Виппер « Искусство Древней Греции »

«Культура и история Греции» - Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Greece. И кажется, что с течением времени ничего не меняется. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Людям философского склада открывается суть вещей.

«Школы Древней Греции» - 4.Научные знания в Древней Греции. План урока. Школа и наука в Древней Греции. Задание на урок. Здравствуйте дети! В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Сократ –отец философии. Содной стороны сти-ло было острым. Геродот-отец истории. При обучении грамоте учитель читал вслух текст написанный на папирусе.

«Вазопись Древней Греции» - Излюбленной темой в искусстве Древней Греции был человек. Искусство Д. Греции, как и во всех древних странах связанно с верованием и мифологией. Геометрический стиль. ЗАДАНИЕ. Чернофигурный стиль. В 6 веке в Афинах появился новый стиль росписи греческих сосудов. По поверхности красной обожженной глины рисовали черным лаком.

«Театр Древней Греции» - Дифирамбы. Орхестра - круглая площадка, на которой выступает хор античного театра. Комедиографы. Театрон - здание греческого театра. Менады. Дионис. Древнегреческие трагики. Сатиры. Театр IV в. до н.э., Эпидаврос. Аристофан. Парод - проход, разделяющий сектора амфитеатра. Орхестра. Проскений - узкая площадка между скеной и орхестрой, на которую выходят цари.

«Художественная культура Древней Греции» - Курос из Аттики. Около 450 г. до н.э. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала. Дорифор. Акрополь- общественный и культурный центр Афинского государства. Скульптура периода архаики. Перикл. Ника Самофракийская. Эрехтейон. До н.Э.). Ордерная система. Около 530 г. до н.э. Музей Акрополя.

«Олимпийские игры в Древней Греции» - Родина Олимпийских игр. Кулачный бой. Пятиборье: Бег Прыжки в длину Метания копья Метания диска Борьба. Время проведения игр. Следующие три дня отводились состязаниям. Олимпийские игры в Древней Греции (5 кл.). История Древней Греции. Награда -лавровый венок. Спортивные дни. Посвящение Олимпийских игр.

Всего в теме 19 презентаций



Символом Древней Греции стал знаменитый Акрополь построенный гениальным Фидием на высоком холме в Афинах.



Акрополь по-гречески означает «Верхний город».

В древние времена Акрополь в Греции служил для того же, что и Кремль на Руси: в огражденном месте находились главные святыни и драгоценности, казна государства, Здесь же располагались те, кто правил городом. Акрополь состоял из нескольких великолепных строений. Он был поставлен на возвышении, как будто специально созданном природой – крутом холме с плоской вершиной.


Горожане, поднимающиеся сюда в дни больших праздников, сначала проходили через Пропилеи . Это здание с колоннами служило парадными воротами. В боковых пристройках находились духовные сокровища Афин: старинная библиотека и картинная галерея. Тут же был устроен маленький но очень красивый храм богини Победы – Ники .





Парфенон-храм Афины

Перикл – знаменитый правитель Афин, при котором был построен этот греческий кремль, очень хорошо сказал о Парфеноне: «Мы любим мудрость без изнеженности и красоту без прихотливости». И, действительно, священный дом Девы Воительницы отличается не украшениями, а своей строгостью и величием.


Последним шедевром Акрополя был храм Посейдона и Афины Эрехтейон . По преданию храм стоял на месте спора Афины и Посейдона. Рядом с храмом росло древнее оливковое дерево. Греки верили, что оно выросло из древка копья Афины.




Основным типом храма в греческой архитектуре был периптер (оперенный), то есть окруженный по периметру колоннами


Ордер – система соотношений между несущими и несомыми частями здания(стоечно-балочная система)

антаблемент

архитрав

капитель

ствол колонны

стереобат


Ордерные системы

дорический ионический коринфский тосканский композитный


Капитель – верхняя часть колонны.

Древнегреческий теоретик архитектуры Витрувий сравнивал дорический ордер «с крепостью и красотой мужского тела», как выражение его силы, духовной и физической. Иногда вместо колонны в дорическом ордере устанавливали мужскую статую, т.н. атлант

Дорический ордер


В пластике и пропорциях ордеров нашли отражение поиски образов по подобию строения человека.

Волюты

Ионический ордер Витрувий сравнивал с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью». Не случайно в ионическом ордере колонны иногда заменялись женскими фигурами, т. н. кариатидами.



Коринфский ордер

Коринфский ордер – самый легкий, самый стройный из трех ордеров греческой системы. Во времена Витрувия коринфскую колонну было принято символизировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер – как выражение ее нежности и чистоты.

каннелюры







Творческое задание.

Придумайте и нарисуйте сказочный архитектурный ордер.






Использованные ресурсы:

  • http://www.vanderbilt.edu/AnS/Classics/roman_provinces/greece/Acropolis.JPG
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/9/nadine462007.3/0_3cce_f7656a00_XL
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6005/sv-bozhko.0/0_643be_92b0d17e_L.jpg
  • http://www.piterra.ru/gallery/catalog/full_de3e310652.jpg

Цель урока: познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;
  • сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;
  • расширить тезаурус учащихся за счет введения новых терминов и понятий;
  • мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.

Тип урока: объяснение новых знаний.

– Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об удивительной и до сих пор таинственной для нас Древней Греции. Не секрет, что именно эта эпоха – эпоха античности, являясь образцом внутренней и внешней красоты человека, впервые показала миру, каких вершин может достичь человек. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм Протагора "Человек – мера всех вещей". Ребята, как вы понимаете эти слова?

(Выслушиваются мнения учащихся.)

– Эти слова высечены на фронтоне храма в Дельфах и, как мне кажется, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку.
Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем рассматривать архитектуру Древней Греции, а именно ордерную систему: познакомимся с тремя видами ордеров и проследим, как в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Вспомните, что такое колонна? Можно обратиться к словарикам. (Колонна (фр.) – элемент здания, опора, обычно круглого или квадратного сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки)

– Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назван латинским словом "ОРДО". Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.
Основные греческие ордера – дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу (см. Приложение 1 ).
В конце VII века до нашей эры появилась дорическая система, ее название произошло от названий одного из главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе, В Сицилии и южной части Апеннинского полуострова. Доряне отличались особым мужеством и суровостью. Давайте проследим, как особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Как вы думаете, чему уделялось главное внимание в такой колонне? Есть ли в ней декоративные элементы? (Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.)

– Обратите внимание на капитель – так называется верхняя завершающая часть колонны. Опишите ее, опираясь на иллюстрацию и слайд дорической колонны храма Геры в Пестуме . (Колонна отличается простотой, особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента.)

– Ребята, обратите внимание на раздаточный материал (см. Приложение 2 ). Прочтем текст и ответим на вопрос: что брали за основу древние греки при создании дорической колонны? (В дорической колонне воспроизведены пропорции несущей части мужского тела 1: 5.)

Список литертуры:

1. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 400 с.

2. Постникова Т.В. Античность. Науч.-поп. издание для детей. – М.: ООО "Издательство "РОСМЭН-ПРЕСС", 2002.– 127 с.– (История искусства для детей).

3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Часть 2, книга 2: Учеб. Пособие для старших классов общеобразоват. Учреждений.– М.: ООО "Издательство Астрель", 2001.– 304 с.

4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII–XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 320 с.

5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 608 с.

6. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVIII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.

7. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 2. Культуры мира. – Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. – М.: Аванта +, 2004.– 640 с.

8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001.– 448 с.

9. Храмы. Монастыри. Самые красивые и знаменитые. Вед. ред. Е. Ананьева ; отв. ред. Т. Каширина .– М.: Аванта +, 2003.–184 с.

10. Замки. Дворцы. Самые красивые и знаменитые. Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Евсеева, Е. Дукельская .– М.: Аванта +, 2005.– 184 с.

11. 100 великолепных соборов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах. Пер с нем.– М.: ООО "Мир книги", 2004.– 2008 с.

12. Санкт-Петербург. Альбом. Ред. М. Лыженкова. – СПб.: "П-2", 1998.

Понравилась статья? Поделитесь ей