Контакты

Когда вводится должность инженера. Эколог на предприятии. Должностные обязанности главного инженера

При какой численности организации вводится специалист по охране труда

Когда и при какой численности в организации вводится должность специалиста по охране труда

В любой компании, маленькой или большой, должны соблюдаться безопасные условия работы и охрана труда сотрудников условия труда должны соответствовать требованиям безопасности и государственным нормам и правилам по охране труда. Однако самостоятельно организовать работу по охране труда в соответствии с требованиями законодательства работодателю довольно сложно. В данной статье расскажем о том, какие действия должен предпринять руководитель организации для создания собственной службы по охране труда. дистанционно, без отрыва от производства.

Когда создание службы охраны труда обязательно?

Законодательством установлено, что обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложена на работодателя (ст. 212 ТК РФ) и прежде всего сам работодатель несёт ответственность за соблюдение безопасных условий труда своих сотрудников и создание специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и состоит из правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий (ст. 209 ТК РФ).

Как следует из приведённого выше определения, реализация комплекса мероприятий, направленных на предоставление работникам дополнительных гарантий по обеспечению безопасных условий труда, – процесс довольно трудоёмкий.

Согласно требованиям ст. 217 ТК РФ, у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, если численность работников превышает 50 человек, создаётся служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель самостоятельно принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учётом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Под производственной деятельностью трудовым законодательством понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ст. 209 ТК РФ). В силу ст. 779 ГК РФ к услугам относятся совершение определённых действий или осуществление определённой деятельности, в том числе в сфере услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных услуг. Исходя из приведённого определения, практически любая современная компания осуществляет производственную деятельность.

Обязанность по созданию системы управления охраной труда возложена на руководителя организации, а функции по охране труда работников с учётом численности сотрудников, специфики и видов деятельности компании могут выполнять:

  • отдельное структурное подразделение;
  • штатный специалист по охране труда;
  • самостоятельно руководитель;
  • уполномоченное руководителем лицо (на основании приказа в порядке совместительства или совмещения профессий);
  • аккредитованная специализированная организация (специалист) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если руководитель организации определяет необходимость создания службы охраны труда в качестве структурного подразделения, то следует руководствоваться Межотраслевыми нормативами, утв. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее – Нормативы) и Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее – Рекомендации № 14).

Так, согласно Нормативам в организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжёлых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек достаточно иметь отдельного специалиста (специалистов) по охране труда. В организациях же с большей численностью создаётся бюро охраны труда, состоящее из 3 – 5 работников, или отдел, состоящий из 6 и более сотрудников (п. 3.1.1).

Как создать службу охраны труда

Решение руководителя о создании службы по охране труда в виде структурного подразделения или о принятии специалиста по охране труда отражается в приказе. Также вносятся изменения в штатное расписание, если подразделение или должность специалиста не были предусмотрены в штате организации.

Разрабатывается Положение о службе по охране труда, которым устанавливаются цели и задачи такой службы, права и обязанности, порядок взаимодействия с другими подразделениями, а также должностные инструкции для специалистов по охране труда с учётом Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждённого Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (далее – Справочник должностей).

Справочником должностей установлены следующие квалификационные требования к должности руководителя службы охраны труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 5 лет.

В случае если руководитель организации с количеством работников менее 50 человек возлагает обязанности специалиста по охране труда на себя, то приказ издавать не требуется, поскольку он и так обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда в организации в силу ст. 212 ТК РФ.

Наравне со специалистами по охране труда руководитель должен пройти специальное обучение по охране труда в объёме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (п. п. 2.3.1, 3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

Также пройти обучение и проверку знаний по охране труда обязаны все сотрудники организации. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим (ст. 225 ТК РФ).

Таким образом, мероприятия по обеспечению соблюдения правил и норм охраны труда включают в себя:

  • издание приказа о создании службы по охране труда (ввода в штатное расписание должности Специалиста по ОТ);
  • утверждение Положения об охране труда и должностных инструкций для специалистов службы по охране труда;
  • разработку Инструкций по охране труда для сотрудников организации;
  • разработку и оформление учётной документации, отражающей деятельность по охране труда;.

В каждой организации службой по охране труда также должны быть разработаны и вестись следующие локальные документы: журналы регистрациивводного инструктажа по охране труда; инструктажа на рабочем месте (первичного, повторного, целевого, внепланового) по безопасным методам труда; журнал регистрации инструктажа о противопожарной безопасности; график ежегодной проверки знаний работников по охране труда; журнал регистрации несчастных случаев на производстве и многое другое.

При наличии на предприятии вредных и (или) опасных факторов производственной среды разрабатывается и утверждается Перечень работ повышенной опасности или выполняемых в опасных и вредных условиях; Перечень профессий и работ, для которых работникам необходимо пройти медицинский осмотр; Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности; Перечень выдаваемых бесплатно спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; Перечень рабочих мест, подлежащих оснащению средствами коллективной защиты; Перечень выдачи смывающих и обезвреживающих средств; Перечень должностей, освобожденных от инструктажа на рабочем месте; Перечень должностей на 1-ую группу по электробезопасности; Перечень должностей на 2-5-ую гр. по ЭБ; Перечень должностей (профессий) на прохождение предварительного и периодического медосмотров и т.д и т.п.

Ответственность за непроведение мероприятий по охране труда

Ответственность за деятельность службы несёт руководитель организации. Работники службы, в свою очередь, ответственны за выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных Положением о службе охраны труда и должностными инструкциями (п. п. 19, 20 Рекомендаций № 14).

В случае если руководитель организации обязанности по охране труда ни на кого не возложил, то в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ организация может быть подвергнута наказанию за административное правонарушение в виде штрафа в размере от 1 000 до 5 000 рублей – на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; от 30 000 до 50 000 рублей – на юридических лиц или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное правонарушение, может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трёх лет.– это что касается только отсутствие специалиста по ОТ. А далее за каждое нарушение, будь то отсутствие инструктажа, невыдача СИЗ, отсутствие медосмотра, непроведение СОУТ, на юрлицо – от 80 до 110 т.р. за каждое нарушение.

Поэтому рекомендуем работодателям, у кого отсутствует служба охраны труда или хотя бы один специалист по охране труда, заняться организацией системы управления охраной труда в своей компании во избежание нарушений трудового законодательства, и как следствие, ответственности.

Лечебно-профилактические учреждения, отнесенные к I - IV группам по оплате труда руководителей. При этом по одной должности начальника каждой службы может вводиться:
- водопроводно-канализационной - при среднесуточной подаче воды и среднесуточном количестве отведенной через сточную сеть жидкости не менее 4 тыс. куб. м; - газовой - при объеме работы газового хозяйства свыше 500 условных единиц;
- лифтовой - при наличии не менее 45 лифтов;
- кондиционирования воздуха и отопления - при наличии центральных и автономных кондиционеров и вентиляционного хозяйства;
- энергетической - в больницах, имеющих энергетическое хозяйство.
В случаях нецелесообразности введения должностей начальников по отдельным службам могут вводиться должности начальников по объединенным службам

При этом наименования должностей служащих и профессий рабочих должны соответствовать их наименованиям, предусмотренным в действующих штатных нормативах, тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих, утверждаемых Минтрудом России. Наименования профессий рабочих, не предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, устанавливаются в соответствии с наименованиями, содержащимися в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС).

В штатном расписании учреждения вакантные должности указываются по их базовому наименованию например, бухгалтер, экономист, инженер.

Наименования должностей, занятых конкретными работниками, определяются исходя из соответствия уровня их квалификации требованиям, предусмотренным тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих, например, специалист (экономист, бухгалтер, инженер), имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста 4 года, в штатном расписании учреждения должность будет именоваться экономист II категории и т.п.

3. В штатные расписания могут вводиться целые или 0,25, 0,5 и 0,75 должности (единицы), при их расчете итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются, цифры 0,13 - 0,37 округляются до 0,25, цифры 0,38 - 0,62 округляются до 0,5, цифры 0,63 - 0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 - до единицы. Если по нескольким наименованиям образуется по 0,25, 0,5 или 0,75 должности (единицы), допускается их объединение по категориям персонала (служащие, рабочие) по одному из объединяемых наименований с выполнением функций по всем объединяемым должностям (профессиям).

Приложение N 2

Вопрос от Татьяны:

Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходимость введения должности специалиста по ГО и ЧС? И при какой численности вводится данная должность?

Быть или не быть, специалисту по ГО и ЧС…

Ответ для Татьяны:

Здравствуйте.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782.

Согласно пп. 2, 4-6 Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из пунктов 6-8 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утверждённого Приказом МЧС России от 31.07.2006 г. № 440:

6. Количество работников в структурном подразделении или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации (представительствах и филиалах) определяется по следующим нормам:

1. В организациях, продолжающих работу в военное время:

  • до 1000 работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник;
  • от 1000 до 5000 работников согласно штатному расписанию — 2-3 освобожденных работника;
  • от 5000 и более работников согласно штатному расписанию — 4-5 освобожденных работников;
  • до 200 работников согласно штатному расписанию — 1 работник (по совместительству);
  • от 200 и более работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник.

2. В организациях, прекращающих работу в военное время:

  • назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно.

При определении количества работников в структурных подразделениях или отдельных работников по гражданской обороне в организациях в составе ее подразделений (представительствах и филиалах), осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучаемых.

7. Численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, закрепляется распорядительным документом соответствующего руководителя.

8. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 5000 человек (с учётом входящих в их состав представительств и филиалов) с общим количеством работников свыше 10000 работников, руководитель структурного подразделения по гражданской обороне является по должности заместителем руководителя организации и назначается на должность по согласованию с МЧС России (территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации).

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ ПО ТЕМЕ

На этом всё. Если ответ понравился, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку со своими коллегами в социальных сетях, форумах и т.д. ;) Спасибо за поддержку!

На вопрос ответила моя помощница по развитию официальной группы в ВКонтакте Светлана Подберезина.

Продолжение следует …

Основной обязанностью эколога является обеспечение соблюдения на предприятии требований Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Как организовать такую работу, где скачать образец должностной инструкции для этой специальности – вы узнаете из статьи.

Читайте в статье:

В каких случаях необходим эколог на предприятии

Должность эколога необходима на предприятиях, деятельность которых связана с негативным влиянием на окружающую среду.

Перечислим вредные для природы воздействия:

  • Загрязнение атмосферного воздуха, воды (поверхностных, подземных вод, площадей водосбора), недр, почвы. Сюда же причисляется .
  • Физические воздействия – шумом, температурой, ионизирующим излучением, электромагнитным полем.

Также должность эколога имеется в штате организаций, связанных с , ее защитой. К ним относятся муниципальные и федеральные органы исполнительной власти, разнообразные проектные, консалтинговые фирмы и, конечно, сами природоохранники. Перечень организаций, в штатном расписании которых присутствует ставка специалиста, отвечающего за экологию, расширяется с каждым годом.

Природоохранное законодательство постоянно совершенствуется. Например, в за последние пять лет было внесено более 10 изменений. С 1 января 2018 года действует новая редакция закона, планируются новые добавления.

Контролирующим органом исполнения требований природоохранного законодательства (Росприроднадзор), а также ее территориальные ведомства.

Обязанности эколога

Для понимания сути деятельности эколога на предприятии обратимся к Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих и "Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по экологической безопасности (в промышленности)».

Круг обязанностей эколога достаточно широк. Цель работы – исполнение и контроль за соблюдением требований законодательства в области охраны природы, минимизация вредного влияния на среду, бережное отношение к ресурсам. Что для этого он может ?

Инженер-эколог должен привлекаться ко всем планам модернизации и увеличения производства, в том числе при планировании внедрения новых технологий. Он – полноправный участник экспертиз всех грядущих изменений на предприятии, а также исследовательских работ по предотвращению загрязнений. Кроме того, специалиста по экологии привлекают к деятельности проверяющих комиссий.

Согласно № 7-ФЗ, предприятия, относящиеся к I, II, III категориям, обязаны вести производственный экологический контроль, разработав для этого программу .

Инженер по экологии составляет план мероприятий по защите окружающей среды и отслеживает выполнение. Он участвует в подготовке технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций, других документов. Значительной частью его обязанностей является работа с отчетностью, передача ее надзорным органам, в том числе статистика, мониторинг окружающей среды и т.д.

Перечислим формы, которые должен регулярно подавать инженер-эколог:

  • № 2-ОС «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах»;
  • № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах»;
  • № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
  • № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
  • «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» и т.д.

Функции эколога можно разделить на шесть основных групп:

  • Контроль природоохранной политики организации.
  • Взаимодействие с надзорными и иными органами.
  • Работа с внешними организациями (например, подрядчиком ).
  • Работа на предприятии, направленная на охрану окружающей среды.
  • Действия во внештатных ситуациях.

С чего начать

Если на предприятии решено ввести должность эколога, работодателю нужно включить ставку в штатное расписание либо передать эту функцию на аутосорсинг. Выбор будет зависеть от многих факторов.

При небольшой, до 50 человек, численности, обычно достаточно одного специалиста в штате. Причем возможен вариант совмещения. На более крупных предприятиях целесообразно создавать структурное подразделение – .

Имеет значение и то, есть ли в конкретной организации опыт природоохранной деятельности, или это направление . В некоторых ситуациях будет правильнее передать эти обязанности специализированной организации, имеющей лицензию.

Рассмотрим самый частый вариант: когда в небольшой фирме вводится должность инженера-эколога, работающего по совмещению. Порядок действий в таком случае предусмотрен Трудовым Кодексом ():

  • Работодатель выпускает приказ о внесении в штатное расписание соответствующей должности.
  • Сотруднику, обладающему необходимой квалификацией, предлагают занять это место как совместителю. Лучше всего заручиться письменным согласием. Нередко выбор руководителя падает на специалиста по охране труда.
  • Далее издается новое распоряжение – о совмещении. В нем указываются обязанности, размер оплаты, а также дата начала работы.
  • Разрабатывается и заключается работника.

Что должен знать эколог на предприятии

Чтобы занять должность специалиста по охране окружающей среды, необходимо иметь высшее профессиональное образование – как минимум, бакалавриат. Рекомендовано (это требование не обязательно, но желательно).

Эколог должен хорошо знать актуальное природоохранное законодательство, все изменения в нем, внутреннюю структуру своей организации и технологические процессы, уметь рассчитывать экологические риски. Категорийность в данной сфере зависит от стажа: так, II категория следует после трех лет работы в данной должности, I категория – после трех лет работы во II-й.

Должностная инструкция эколога на предприятии (образец)

Для вашего удобства мы подготовили образец должностной инструкции специалиста-эколога. Ознакомившись с ним, вам будет проще составить собственный документ, исходя из потребностей своего предприятия.

Добрый день! Подскажите, если в организации численность больше 150 человек, должна ли быть отдельная вакансия - Инженера по охране труда и технике безопасности? И как правильно должна называться эта должность: Инженер или Специалист?

Ответ

Обязанность по созданию работодателем службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда установлена ст. 217 ТК РФ, согласно которой в организации, занимающейся производственной деятельностью, с численностью работников более 50 человек создается такая служба или вводится должность специалиста. Из этой нормы закона следует, что в штатном расписании необходимо предусмотреть, как минимум, должность специалиста по охране труда.

С 01.07.2013 года должность инженер по охране труда исключена из Единых квалификационных справочников и введена должность специалист по охране труда (Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н) . Квалификационные требования к данной должности приведены в конце ответа.

При численности работников 150 человек необходимо создать службу охраны труда (в виде отдельного подразделения или путем назначения соответствующего штатного специалиста по охране труда. В зависимости от числа работающих у вас во вредных условиях и общей численности работающих вы исходя из постановление Минтруда РФ от 22.01.2001 № 10 можете просчитать: достаточно вам 1 специалиста в этой области или нужно именно формировать Службу, в которой будет работать несколько человек.

Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ).

    отдельным структурным подразделением;

    штатным специалистом по охране труда;

    руководителем организации (предпринимателем лично) или другим уполномоченным сотрудником;

    сторонней специализированной организацией, которая имеет соответствующую аккредитацию, или специалистом, с которым заключен гражданско-правовой договор.

Подробнее о каждом из вариантов создания службы охраны труда см. в разделе ниже.

Подробности в материалах Системы:

    Задачи и функции службы охраны труда

    Среди основных задач службы охраны труда можно выделить:

    • контроль за соблюдением сотрудниками законов и иных правовых актов об охране труда (в т. ч. локальных);

      организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;

      информирование и консультирование сотрудников организации по вопросам охраны труда.

    Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие функции:

      организация и методическое руководство аттестацией рабочих мест, сертификация работ по охране труда и контроль за их проведением;

      измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, оценка травмобезопасности оборудования, приспособлений;

      проверка технического состояния зданий, механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояния санитарно-технических устройств на соответствие требованиям охраны труда;

      организация расследования несчастных случаев на производстве и участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;

      содействие своевременному обучению сотрудников организации по охране труда;

      другие функции.

    Полные перечни задач и функций службы охраны труда в организации изложены в разделах и рекомендаций, утвержденных .

    Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации ().

    Варианты организации службы охраны труда

    Служба охраны труда в организации может быть представлена:

    Служба охраны труда. Отдельное подразделение

    Если организация создает службу охраны труда в форме отдельного структурного подразделения, необходимо:

      определить структуру службы;

      издать приказ о создании службы;

      утвердить должностные инструкции ее сотрудников;

    Структура службы

    По структуре служба охраны труда в организации должна состоять из штата специалистов во главе с ее начальником ( рекомендаций, утвержденных ). Подчиняется служба непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей ( рекомендаций, утвержденных ).

    В состав службы охраны труда, как правило, входят сотрудники, имеющие:

      высшее профессиональное образование по направлению подготовки «техносферная безопасность» или по аналогичному направлению либо высшее профессиональное образование с обязательным наличием дополнительного профессионального образования в области охраны труда;

      стаж работы в области охраны труда - для руководителей и специалистов с категорией.

    Все сотрудники, принимаемые в состав службы, должны пройти обучение по охране труда.

    Такие требования следуют из совокупности положений , утвержденного , рекомендаций, утвержденных .

    Штатная численность службы

    Чтобы определить штатную численность сотрудников, необходимых для функционирования службы, нужно учесть:

      численность работающих в организации сотрудников;

      характер условий труда;

      степень опасности производства;

      другие факторы.

    Для расчета штатной численности сотрудников службы рекомендовано пользоваться , утвержденными . В этом документе приведены таблицы, содержащие данные по количеству человек, которые должны выполнять ту или иную функцию по охране труда в организации.

    Например, чтобы выяснить, сколько человек потребуется для проведения инструктажей сотрудников, необходимо рассчитать среднемесячную и сотрудников в организации ( Межотраслевых нормативов, утвержденных ). А чтобы определить, сколько человек должны заниматься контролем охраны труда в организации, нужно определить среднесписочную численность всех работающих, количество сотрудников, которые имеют дело с вредными и тяжелыми условиями труда, а также количество структурных подразделений организации ( Межотраслевых нормативов, утвержденных ).

    После подсчета численности сотрудников по всем функциям сложите эти показатели. Так получится нормативная численность сотрудников службы охраны труда.

    Затем определите штатную (списочную) численность сотрудников службы охраны труда в организации. Для этого нужно нормативную численность умножить на коэффициент планируемых невыходов сотрудников на работу во время отпуска, болезни и т. п. Для подсчета воспользуйтесь формулой:

    Процент планируемых невыходов возьмите из документов по учету кадров. В бухгалтерии или в планово-экономическом отделе ведется статистика по невыходам на работу на основании анализа табелей учета рабочего времени, где фиксируются неявки по всем причинам.

    Такой порядок расчета следует из Межотраслевых нормативов, утвержденных .

    Документальное оформление создания службы

    Для документального оформления создания службы охраны труда в организации потребуются:

    Служба охраны труда. Штатный специалист

    Если организация создает службу охраны труда путем введения должности штатного специалиста, необходимо:

    Сотрудник, принимаемый на должность специалиста охраны труда, должен пройти обучение по охране труда.

    Служба охраны труда. Руководитель организации (предприниматель)

    Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, их функции может выполнить руководитель организации (предприниматель лично) или уполномоченный им сотрудник ().

    Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения функций по охране труда.

    В этом случае потребуется:

      Служба охраны труда. Сторонняя организация (специалист)

      Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, можно заключить договор со сторонним подрядчиком (исполнителем). Это может быть:

      • специализированная организация, ;

        специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору.

      Перечень включает в себя следующие виды услуг:

        осуществление функций службы охраны труда (специалиста по охране труда) у работодателя, численность сотрудников которого не превышает 50 человек;

        проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

        обучение работодателей и их сотрудников по вопросам охраны труда.

      Оказание этих услуг неаккредитованными организациями запрещено. Об этом сказано в приказа Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

      Специализированные организации должны проходить государственную аккредитацию в Минздравсоцразвития России ( Правил, утвержденных ). Аккредитация на региональном уровне (в частности, в виде сертификации, лицензирования) государственной не признается. Такие разъяснения содержатся в .

      Таким образом, при заключении договора со сторонней организацией убедитесь в том, что она имеет государственную аккредитацию - включена в реестр аккредитованных организаций. Ознакомиться с таким реестром можно тремя способами:

        потребовать выписку из реестра у организации, с которой заключается договор;

        самостоятельно запросить выписку из реестра в Минздравсоцразвития России (сведения представляются бесплатно);

        проверить наличие аккредитации на Минздравсоцразвития России (на сайте представлена информация как об аккредитованных, так и о лишенных аккредитации организациях).

      Такой порядок следует из пунктов , и Правил, утвержденных .

      В договоре пропишите все условия функционирования службы охраны труда (специалиста по охране труда). В этом же договоре нужно закрепить и вопросы ответственности за допущенные нарушения. Такое право заказчику услуг предоставляет статьи 421 Гражданского кодекса РФ.

      Примерная форма договора со специализированной организацией (специалистом) по охране труда приведена в .

      Иван Шкловец,

      заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

      2. Правовая база:

      МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

      РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА

      ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ

      "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ,

      ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА"

      В соответствии с подпунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (ч. I), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 35, ст. 4574; N 52 (ч. I), ст. 7104; 2011, N 2, ст. 339; N 14, ст. 1935, 1944; N 16, ст. 2294; N 24, ст. 3494; N 34, ст. 4985; N 47, ст. 6659; N 51, ст. 7529; 2012, N 15, ст. 1790), приказываю:

      1. Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" согласно приложению.

      И.о. Министра

      Т.А.ГОЛИКОВА

      Приложение

      к приказу Министерства

      здравоохранения и социального

      развития Российской Федерации

      ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

      ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

      "Квалификационные характеристики должностей специалистов,

      осуществляющих работы в области охраны труда"

      I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      1. Раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом, осуществляющим работы в области охраны труда, в организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности.

      Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" ЕКС (далее - квалификационные характеристики), призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности работников, а также установлению единых подходов при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.

      2. Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

      При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях.

      3. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

      В разделе "Должностные обязанности" установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию работника.

      В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

      В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения должностных обязанностей, и требования к стажу работы.

      4. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

      5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

      II. ДОЛЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

      РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

      Должностные обязанности. Организует и координирует работу по охране труда в организации. Организует, участвует в разработке и контролирует функционирование системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда. Определяет и систематически корректирует направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации. Организует осуществление контроля за соблюдением в структурных подразделениях организации требований нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда. Организует информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Организует контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания. Организует контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты. Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, контролирует проведение инструктажей (вводных, первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда. Осуществляет контроль за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач. Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Принимает участие в работе комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда, организует взаимодействие членов аттестационной комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда, созданной в организации в установленном порядке. Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Организует и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы. Организует работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, поставке средств индивидуальной и коллективной защиты, а также по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты предложений по их поставке. Организует и участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведении анализа причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению. Осуществляет разработку мероприятий по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда. Организует и участвует совместно с другими структурными подразделениями организации в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков. Организует проведение контроля за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и трудового обучения школьников. Организует и контролирует своевременное составление и предоставление отчетности по установленной форме. Руководит работниками службы охраны труда.

      Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты в сфере охраны труда; государственные нормативные требования охраны труда; международные договоры в области охраны труда, ратифицированные Российской Федерацией; национальные и межгосударственные стандарты в области безопасности и охраны труда; требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда; делопроизводство и методические документы по вопросам охраны труда; порядок оценки уровня профессионального риска; основы планирования мероприятий по улучшению условий труда и оценки их эффективности; производственную и организационную структуру организации, основные технологические процессы и режимы производства: виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации; методы изучения условий труда на рабочих местах; основные методы снижения воздействия вредных производственных факторов на организм человека; психофизиологические требования к работникам; правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ; порядок проведения расследования несчастных случаев; передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда; порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда; основы экономики и бюджетирования, организации производства, труда и управления.

      Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 5 лет.

      СПЕЦИАЛИСТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

      Должностные обязанности. Участвует в организации и координации работ по охране труда в организации. Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда. Уч


      В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

    • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

    • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

    • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.
Понравилась статья? Поделитесь ей